НЕМНОГО ОБ АДАПТАЦИИ….


Взрослые в семье понимают, что адаптационный период в детском саду – один из самых сложных в жизни малыша. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! И вот, без всякой предварительной подготовки, ребенка приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке. Попробуйте посмотреть на все случившееся глазами самого ребенка. В его жизни никогда подобного не было, он ничего не может понять, осознать. Ребенка страшат внезапные изменения, неизвестность держит в нервном напряжении: связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, в незнакомой обстановке трудно ориентироваться. Проявляется инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами. Он горько и с обидой на всех и вся рыдает, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Попытки воспитателей хоть как-то успокоить его вызывают испуг. Ребенок настолько взбудоражен, что, вернувшись домой, не может успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных перегрузок: у ребенка может подняться температура, возможно появление сыпи, первых признаков расстройства желудка, ребенок может заболеть.

Как же сделать так, чтобы адаптационный период у ребенка прошел наименее безболезненно?

Адаптационный период условно можно разделить на этапы, и один из основных этапов – подготовительный, который следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого периода – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни. В первую очередь, необходимо привести в соответствие с режимом дошкольного учреждения домашний распорядок дня. Планомерно, постепенно, нужно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда ребенок придет в группу, он, также как и все дети, охотно сядет за стол в определенные часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы. Его не нужно будет переучивать, ломать устоявшиеся привычки. В процессе подготовительного этапа необходимо уделять внимание рациону питания, приучать ребенка есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.п. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным. В детском саду дети едят сами, сидя за столом, воспитатель и няня следят, чтобы все доели до конца, при необходимости докармливают ребенка. Педагоги не смогут уделить должного внимания каждому из детей, кто привык есть из соски или сидя на руках у взрослого. Для хорошего самочувствия малыша значим и такой момент как сон. Привычки детей при засыпании (укачивание, засыпание на руках взрослого и т.п.) отвлекают воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают все дети группы. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать приводит к негативным реакциям у детей. Поэтому следует провести соответствующую подготовку в домашних условиях, постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления. Необходимо также обратить серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться, не будет чувствовать себя в детском саду беспомощным, зависящим от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контакта со взрослыми и сверстниками.

За несколько недель до поступления начните разговаривать с ребенком о детском саде – в одобрительном, положительном ключе. Если вы рисуете ил занимаетесь лепкой, расскажите о том, как скоро у него появится много новых занятий и новых друзей. Выясните утреннее расписание детского сада и четко объясните ребенку, чем он будет заниматься, чтобы не было никаких неожиданностей, способных вызвать беспокойство. Предупредите ребенка о том, что после знакомства с воспитателями, когда он присоединится к другим детям, Вы уйдете. Объясните, что утром он будет вместе с другими детьми играть, рисовать, слушать сказку, поиграет на улице, после чего вы вернетесь и заберете его.

 

 

Hosted by uCoz